?

Log in

No account? Create an account
Чернобыль - Долгая дорога домой... [entries|archive|friends|userinfo]
-=*Flamberg*=-

[ | музыкальная шкатулка ]
[ ۞ | совершенно секретно ]
[ ▀▄ | макулатура ]
[ © | музыкальный сарай ]
[ ® | новости пост-ядерного городка ]
[ | придорожный трактир Game Ost ]

Чернобыль [авг. 30, 2017|05:39 pm]
-=*Flamberg*=-
[Tags|, , , , , , , ]



Наконец-то оклемался после бурных приключений и решил набросать свои мысли относительно полученного опыта. Фотографии из Чернобыля (и не только) выложу отдельно, позже.

Дорога

Ошибочно предполагал, что независимо от длины маршрута и транспортного средства, всё будет легко и приятно. Однако 3000 км на машине, в основном лишь с техническими остановками, под палящим солнцем в чуждом климате - это реальное испытание.
Тем не менее, благодаря такой нагрузке смог больше узнать о своей выносливости и прочих фишках организма.

Прибалтика прошла относительно легко, но в Польше уже начали ощущаться расстояния. Несмотря на то, что порой мы гнали где-то под 140, дорога стала просто бесконечной...
Проблема в том, что если долго сидеть на своей родине, то и мерить всё начинаешь по ней. Но вот когда выбираешься за бугор, то становится ясно, какая же эта родина всё-таки компактная.

Польский антураж, во всяком случае в восточной части страны, довольно приятный во всех смыслах.

Граница

Несмотря на безвизовый режим, просто так проскочить туда-сюда не выйдет.
Тем не менее, на территорию Украины въехали относительно легко, хоть уже и умирали к тому времени от жары. На обратном пути чуть застряли. Однако, насколько я понял, 2 часа далеко не предел для этого мероприятия.

При пересечении физической границы ЕС, пересекаешь так же и культурную. Достаточно зайти в приграничный украинский общественный туалет и всё становится на свои места. Сортир платный, а-ля дырка в полу, с туалетной бумагой напряги.

Украина

Бескрайние просторы Волынской, Ровненской, Житомирской и Киевской областей. Расстояния становятся просто дикими. Несколько долгих часов до отеля в городе Сарны, но это меньше половины пути к Чернобылю.
Природа классная, инфраструктура раздолбанная. Народ простой, шумный, контактный. На определённом расстоянии это неплохо, но в остальном начинаешь скучать по европейской деликатности и чистоте довольно быстро.

Довелось остановиться также в посёлке Иванков. Было ощущение, что попал в Таллин 90ых. Что-то вызывало улыбку и лёгкую ностальгию, от чего-то волосы дыбом вставали. Большой рынок в ржавых гаражах, где продаётся всё что угодно, но ничего из этого тебе не нужно.
В одном из павильонов был мясной отдел. Открытое мясо разного вида лежит на засаленном прилавке, холодильник отсутствует, витрин нет. Мясник всё это продаёт и обрабатывает голыми руками. Сзади него пенёк и окровавленный топорик. Рядом на прилавке большая кастрюля с поварёшкой, слегка прикрыта крышкой. То ли кефир, то ли молоко. Напоминаю, на улице жара, около 33 градусов.
Иногда ловишь на себе косые взгляды каких-то сомнительных личностей. Иногда натыкаешься на забавные вывески, а-ля "одежда из Европы". Однако заведение под вывеской выглядит так стрёмно, что заходить туда особого желания не возникает.

В целом создаётся ощущение какого-то постапокалиптического базара.

Цены

Очень низкие. По крупному трапезничали мы два раза в придорожном ресторане. Первый раз поглядывали на цены. Однако, когда поняли, что можно обожраться на 3-5 евро, смотреть перестали вообще. У нас бы подобное удовольствие обошлось примерно евро в 15. В Польше кстати цены серьёзнее, но всё-равно ощутимо меньше наших.
Еда вкусная, обслуживание отличное. Зарплаты печальные - видел предложение в 5000 гривен (160 евро).
В магазинах еда тоже покупалась. Знакомых наименований очень немного. О качестве на задумывались, но вроде все живы-здоровы.

При пересечении границы из сети конечно сразу выпадаешь. В Польше у тебя ещё халява, а в Украине приходит смска - 2.2 евро исходящие, 0.6 евро входящие, 2.4 евро мегабайт. Можно ещё купить интернетовский пакет на 300 мегабайт по предоплате, за 19 евро. В общем ни в какие ворота.

Климат

Жаркий, сухой. Духота нереальная. Солнце пекло нещадно, и хоть бы одно облачко на небе вылезло...
Когда рано утром увидели на термометре уже +25, то боялись представить что будет днём. И правильно боялись - там было уже +33.
Сразу почувствовали себя очень таким северным народом в аномальном для себя климате.

КПП "Дитятки"

После Иванково двигаемся уже непосредственно в сторону 30-километровой зоны. Сначала на КПП толком никого кроме нас не было. Но вскоре подкатило ещё несколько микроавтобусов, легковушек и большой туристический автобус.
Подоспевший к нам гид тут же дал понять, что представителей защиты правопорядка Зоны лучше не фотографировать. Позже мы узнаем так же о довольно внушительных цифрах туристического потока в зону. Несколько тысяч человек за выходные и около 40 000 за год.
Иными словами, едут буквально все.

Один скучающий охранник оформляет наши бумажки, а его молодой поджарый коллега, с АК за спиной, проверяет сумки и сильно оттопыренные карманы.
Пока не набежала остальная толпа туристов, мы решаем несколько изменить траекторию маршрута, чтобы не пересекаться с этой самой толпой. Ещё стоит сразу отметить, что особенность нашей программы заключалась в её насыщенности за минимально возможное время. Насколько я понял, за 8 часов мы обошли примерно столько, сколько обычно народ распределяет на 2-3 дня.

Чернобыль

В настоящий момент в городе проживает несколько тысяч человек. В основном это работники учреждений и предприятий Зоны отчуждения.
Тут имеется несколько достопримечательностей, да и город сам по себе не выглядит заброшенным. Однако определённая доля пустоты и того самого отчуждения всё же присутствует.
Перед въездом в 10-километровую зону посещаем последний постапокалиптический магазинчик и закупаемся водой. Есть в Зоне не рекомендуется, из-за возможности попадания радиоактивных частиц в организм с пылью.
В магазине имеются ещё разные сувениры и цены на них существенно ниже чем на КПП. Впрочем закупаться всякими безделушками всё-равно желания особо нет.

Чернобыльская АЭС

Основная туристическая масса направляется в Припять, а мы аккуратно выезжаем сразу к промплощадке атомной электростанции.
Это большая территория, на которой располагаются 6 энергоблоков (2 из которых так и остались не достроены), градирни, различные технические и административные здания, и прочие элементы инфраструктуры. Одним словом это ещё такой маленький городок-энергетик.
Конечно, во всех смыслах центром всего периметра является трагично известный четвёртый энергоблок. Сейчас на него надвинут новый конфайнмент под названием Укрытие-2. К сожалению больше нет возможности (во всяком случае простой) увидеть старый каноничный саркофаг с той самой трубой, но тут уж что уж тут уж...

Работы по возведению нового саркофага будут продолжаться ориентировочно до 2018 года.
Полная же утилизация Чернобыльской АЭС займёт ещё около 50 лет.

Когда за поворотом показывается станция и микроавтобус постепенно подъезжает к смотровой площадке перед ЧАЭС, творческую натуру начинают переполнять различные чувства, эмоции, воспоминания. Мы двигались по чужой для нас территории, укладывая на ходу в сознании абсолютной новый пласт опыта и переживаний.

Припять

Недалеко от стеллы заброшенного города находится территория т.н. Рыжего Леса. За пределами шоссе повсюду расставлены знаки радиационной опасности, из-за обилия в этих местах радиационных пятен в почве.
В некоторых местах дозиметр начинал показывать достаточно большие цифры, превышающие норму во много раз.
На въезде в город также туристов иногда встречает местный лис, для которого мы уже приготовили съестное. Однако в этот раз он не почтил нас своим вниманием.

Одна из главных городских улиц представляет собой скорей просёлочную дорогу в лесу.
Ожидаешь увидеть урбанистический пейзаж, пускай и прилично заросший бурьяном, а на деле сплошная природа. И только присмотревшись, начинаешь различать за деревьями знакомые панельки.
Пиком нашего удивления был именно факт того, насколько быстро и эффективно природа захватывает брошенную человеком территорию. Ярким примером является местное футбольное поле, которое было для нас обычным перелеском, пока мы не дошли до трибун.
За 30 лет, путём самопосева, тут вымахали довольно высокие деревья. Хотя, безусловно, эти молодые представители местной флоры относительно легко отличимы на общем фоне.

Ещё один интересный технический момент. Изучая различные фотоматериалы по теме может сложится впечатление, что все знаковые места находятся довольно кучно. На самом деле всё это разбросано по городу.
Тем не менее удалось обойти по моему всё - аттракционы с тем самым колесом обозрения, ДК "Энергетик", кинотеатр "Прометей", гостиницу "Полесье", тот самый бассейн "Лазурный", здание Горисполкома, главную площадь, железно-дорожные пути, речной вокзал и прочее.

Хотелось бы отметить ещё пару объектов на этой территории.
Около речного вокзала есть сильно фонящее пятно на земле. Примечательно это место тем, что кто-то пытался раскопать эту радиационную частицу, судя по характерным следам. Каким нужно быть дуболомом, чтобы заниматься подобным делом, так и осталось загадкой.
Ещё в одном милом уголке, неподалёку от завода "Юпитер", лежит большой ковш, которым во время соответствующих событий снимали остатки урана и графитовых стержней с крыши реактора. Агрегат жутко фонит. Есть туристы, которые любят фоткаться сидя внутри этого ковша... Мы же ограничились замером гамма-излучений.
Почему эта штука до сих пор стоит в легкодоступном месте не знает даже гид.
Чуть поодаль лежат также например гусеницы от тракторов-ликвидаторов. В той области ходить крайне не рекомендуется, ибо гамма-излучение ещё туда-сюда, а вот непосредственно частицы радиоактивной грязи подхватить на ботинок не хотелось бы.

Дуга (Чернобыль-2)

Секретный объект (который всё-равно был всегда виден издалека) полностью открыл свои двери для туристов всего лет 5 назад. Это комплекс огромных антенн, за которыми кроется советская загоризонтная радиолокационная станция.
Весомую долю пространства технических помещений занимают серверные и охладительные системы.Представляю компьютеры той эпохи и сколько бы подобные мощности заняли места в нынешнее время...
Забавны также помещения с пультами управления. На стенде развешаны плакаты и техническая информация о всевозможных американских ракетах, которыми теоретически США может запустить по СССР.
К сожалению объект так и не встал на полноценное дежурство. В тестовом режиме Дуга выдавала огромное количество ошибок, а потом ещё эта катастрофа на АЭС. Одним словом сначала законсервировали, а позже закрыли окончательно.

Вопрос о демонтаже антенны не стоит. Её утилизация начинается с подрыва опор и падения устройства на землю. Но сейсмические расчёты показали, что от такого землетрясения может и многострадальный реактор сложится. Так что падать антенне нельзя.

Итоги

После антенн мы стали закругляться. На выходе из Зоны проходишь два дозиметрических контроля. Сначала более щадящий, а во внешний мир уже серьёзный. Теоретически можно подхватить что-нибудь и потом проходить дезактивацию, либо вообще лишиться какого-нибудь предмета одежды.

Я постарался сократить количество букв в этих отчётах насколько мог, чтобы сильно не утомлять читателей. Тоже самое касается и фотографий. Многие уже видели неоднократно большую часть достопримечательностей, поэтому постараюсь отобрать самое интересное.
На самом деле впечатлений море и это только их малая часть, а что-то вообще трудно передать словами.
Могу также в очередной раз отметить, что самым большим испытанием во всём приключении была дорога и погода. С водой в Зоне не рассчитали, выдули всё довольно быстро и пришлось попрошайничать. Не помню когда последний раз так хотел задрыхнуть без задних ног на своей кроватке. А ещё в середине экскурсионного дня видимо схватил тепловой удар, голова просто раскалывалась. В этом полубреду пришлось провести ещё почти сутки в дороге, а окончательно голова прошла лишь через пару дней после возвращения.

Тем не менее это всё замечательный, полезный опыт. Я рекомендую этот маршрут всем, кого вдохновляет тематика. Хотел бы также сердечно поблагодарить наших организаторов экскурсии, благодаря которым она вообще стала возможной, да ещё в таком эксклюзивном виде.
Путешествие было классным и благодаря остальным участникам. Надеюсь, что оно не последнее для меня в этой живой и доброжелательной компании. Спасибо вам всем!

Возможно моя писанина вдохновит на какие-то подвиги кого-то ещё.
СсылкаОтветить